12 апр. 2012 г.

К вопросу об авторских правах.

Ни для кого в мире не секрет, что любые произведения науки, литературы и искусства, аудиовизуальные произведения, сценарии, фотографии защищены авторским правом.

Предполагается, что на использование любого изображения, музыкального произведения, фильма, включая те, которые можно свободно скопировать в интернете, необходимо получить разрешение автора/авторов, а возможно, и заплатить вознаграждение за использование.


Думаю, каждый учитель задумается над тем, насколько, при интенсивной подготовке к урокам, реально получить разрешение на использование всех дополнительных материалов, используемых на уроках. Ведь любой учитель очень загружен. Необходимо не только готовиться к урокам, но и проверять работы учеников, постоянно повышать свою квалификацию. До авторских прав ли нам?


При этом закон во многом на нашей стороне. В соответствии со статьей 1274 о «свободном использовании произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях»

ГК РФ в некоторых случаях возможно свободное использование произведений (фото и видео материалов, статей, текстов и тд). Под свободным использованием подразумевается возможность их использования без выплаты вознаграждения и без согласия автора, но с обязательным указанием его имени. При этом, используемые произведения должны быть правомерно опубликованными.


Для нас особый интерес представляет пункт 2 пункта 1 данной статьи: «допускается» «2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;»


К сожалению, к настоящему моменту я не смогла найти более подробных пояснений к данной статье законодательства Российской Федерации. Поэтому обратим внимание на аналогичную практику в зарубежном законодательстве: fair use, fair dealing.


На сайте Библиотеки конгресса США есть ссылка Taking the Mystery out of Copyright, предназначенная непосредственно для учителей и учеников. Здесь мы снова сталкиваемся с понятием fair use. В соответствии с данной статьей (пункт 107 Американского законодательства об авторских правах), использование материалов, защищенных авторским правом, может быть законным и без разрешения владельца, при соблюдении следующих условий.

  1. Использование для некоммерческих образовательных целей.

  2. Соотношение используемого материала и объема всего произведения (чем меньше Вы используете, тем лучше)

  3. Возможный коммерческий эффект на рынке, а также возможное влияние на ценность произведения (безусловно, результатом использования произведения не должна стать уменьшение его ценности)

  4. Сущность (природа) самого используемого произведения

Таким образом, использование отрывка телевизионной программы учителем на уроке для иллюстрации изучаемого материала может считаться случаем свободного использования (fair use) и не считается нарушением закона об авторских правах.


Поскольку определение «свободного использования» в Российском законодательстве, «fair use» - в Американском, «fair dealing» - в Британском весьма размыто и общо, многие источники предлагают использовать лицензии Creative Commons , каждая из которых дает право на копирование, распространение и, как минимум, некоммерческое использование данной работы по всему миру без согласия автора и выплаты вознаграждения. При этом обязательно указание авторства (attribution) используемой работы.

Пример логотипов лицензий Creative Commons.

На одной из фотографий, найденных Google, указана лицензия Creative Commons.

В данной статье не удалось ответить на все интересующие меня вопросы. Поэтому приглашаю коллег к обсуждению. Хочется все же выяснить, как правильно указывать автора на используемых произведениях. Как правильно определить, можно ли вносить изменения в произведение и создавать его производные?

Комментариев нет:

Отправить комментарий